В 1890 году, после женитьбы Сергея Михайловича Прокудина-Горского на дочери русского металловеда и директора товарищества колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова, Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя в Гатчине. Сколько лет занимал Прокудин-Горский должность, достоверно неизвестно. Считается, что этот промежуток жизни фотографа, вплоть до 1898 года, когда он поучаствовал в своей первой выставке, содержит множество белых пятен.
В частности, не ясно, как, после своего переезда в Петербург, в условиях транспортной малодоступности Гатчины в то время, он продолжал работать директором правления завода своего тестя. Также совершенно неизвестно, что делал Прокудин-Горский в 1896–1897 годах.
Итак. Примерно в то же время – 1890-е годы – по Туркестану разгуливал некий податный инспектор (сборщик налогов) «Ваше высокоблагородие» коллежский асессор Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Несмотря на приличную должность, жалование у него было небольшое. Работа податного инспектора тяжелая - подразумевает постоянные разъезды по населенным пунктам вверенного уезда, контроль за торговлей и сбор налогов, да еще и население, не привыкшее подчиняться российским законам, воспринимало деятельность податных инспекторов крайне негативно. В общем, веселого мало. И начал от такого стресса Сергей Михайлович заниматься… фотографией (подумаете вы), а вот и нет! Игрой в карты на деньги.
Уже летом 1898 года «Ваше высокоблагородие» Прокудин-Горский в срок не сдал в Туркестанскую Казенную палату «бланки годовых торговых документов» за первую половину года. Управляющий палатой устроил расследование и, хотя прямых доказательств в умышленном утаении средств не было, передал дело о растрате денег в суд, где выяснилось, что несчастный инспектор имеет много частных долгов, аж на пять с половиной тысяч рублей (при среднем жаловании коллежского асессора в 135 целковых).
Эта история вызывала немало путаницы среди специалистов, которые занимались изучением биографии Прокудина-Горского и считали, что служба именитого фотографа податным инспектором – неизвестная страничка жизни. Пока архивные материалы не позволили расставить все по своим местам
Выяснилось, что речь идет о другом представителе рода Прокудиных-Горских – полном тезке фотографа и его троюродном брате. Историк Наталья Мозохина называет его «туркестанский» Сергей Михайлович». Как оказалось, «туркестанский» Прокудин-Горский был воспитанником Московского пехотного юнкерского училища, участвовал в Русско-Турецкой и даже был награжден серебряной медалью. В 1885 году был отчислен в запас и через год поступил на службу чиновником Санкт-Петербургской Казенной палаты, где подменял сотрудников, а в 1889 году был переведен в Ташкент. Женат он был на дочери отставного подпоручика, имевшего еще одну знаковую для Узбекистана фамилию, Савицкий.
Остается неизвестным, в каких отношениях находились троюродные братья, однако этот факт позволяет предположить, что визиты фотографа в Туркестан могли иметь не только деловой, но и личный характер. Возможно даже, что Прокудин-Горский погасил долг своего брата и спас его от неминуемой тюрьмы, поскольку суд, скорее всего оправдал обвиняемого в растрате казенных денег, иначе в газете «Кокандский листок» в 1909 году не опубликовали бы объявление о его смерти.
Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме «С. М. Прокудин-Горский и его туркестанский цикл фотографий в библиотеке Конгресса США».
Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.