КАК СТАТЬ ДРУГОМ ВСЕМИРНОГО ОБЩЕСТВА?

Передовые технологии

Хотите прогуляться по самым интересным местам Самарканда, не покидая своего дома? Виртуальные экскурсии дадут вам такую возможность.

Надев виртуальные очки, вы окажетесь на площади Регистан в центре Самарканда и в полной мере проникнитесь величием расположенного на ней знаменитого архитектурного ансамбля XV—XVII веков, центром которого является медресе Улугбека. Также перед вами предстанут архитектурные шедевры эпохи Темуридов – грандиозная соборная мечеть Амира Темура и мавзолей Гур-Эмир. Это становится возможным благодаря инновационному направлению Всемирного общества – VR-экскурсиям.

Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана активно внедряет новые технологии и цифровые инновации в свои проекты.

Примером могут служить специальные QR-коды, которые расположены на страницах книг-альбомов серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Важно отметить, что это первая научно-популярная серия в стране, ориентированная на молодое поколение. Ведь именно для молодежи, Всемирным обществом и были придуманы интерактивные форматы классических книг-альбомов. Теперь, загрузив специальное приложение и наведя камеру смартфона на QR-код, можно познакомиться с краткими видеороликами о том или ином артефакте или событии. Ролики представлены на трех языках – узбекском, русском и английском. Каждый ролик – это основательная работа видео-блока Всемирного общества. Современная технология превращает книгу в увлекательный гид по культуре Узбекистана. В зависимости от содержания в каждой книге представлено от 10 до 20 кодов-ссылок.

НОВЫЙ СОЮЗНИК ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В 3D

Актуальность инновационного проекта Всемирного общества обусловлена сохранением объекта историко-культурного наследия с помощью современных 3D-технологий. Но начиналось все с экспериментального проекта и совместной инициативы Всемирного общества под руководством Фирдавса Абдухаликова и Global Digital Heritage (США) во главе с Гербертом Машнером. Объединенная техническая команда специалистов из США и Узбекистана провела командировку и за 12 дней выполнила 73 000 фотографий и 1321 лазерных сканов в одном только Самарканде! Специалисты просканировали мечеть Бибихоним, мавзолей Гур Эмир и склеп, расположенный под ним, массивные статуи Амира Темура — в Самарканде, Шахрисабзе и Ташкенте. В Шахрисабзе — мемориальный комплекс Амира Темура и Дворец Ак-Сарай. Четыре дня команда провела в Регистане, и занималась преимущественно внешним сканированием музея, мечети и некоторых других объектов. Сегодня отдел 3D-принтинга Всемирного общества создает модели лучших архитектурных памятников Узбекистана. С филигранной точностью уже выполнены модели медресе Мири Араб, древняя цитадель Бухарский Арк, памятник Амиру Темуру в Ташкенте, медресе Шердор, исторический центр Хивы Ичан-Кала, площадь Регистан в Самарканде и многие другие.

В 2017 году в Узбекистане, на древней площади Регистан, было создано единственное в мире постоянно действующее светомузыкальное шоу в формате 3D «Культурное наследие Узбекистана – достояние всего человечества». Творческая и техническая группы более чем из 100 ведущих отечественных и зарубежных историков, искусствоведов, дизайнеров, писателей, поэтов, специалистов по 3D-mapping, режиссеров и операторов сделала невозможное: за год создали уникальный проект, который рассказывает всю историю Узбекистана за 20 минут.

Подобные шоу распространены в мире, однако они не основаны на реальных исторических событиях. В постановке соблюдена максимальная достоверность: каждый показанный в ней артефакт оцифрован с оригинала. Это не просто шоу, а масштабный исторический спектакль, где гостям предоставляется возможность увидеть не только спецэффекты, но и проследить развитие истории на протяжении нескольких веков. Режиссером шоу стал узбекский актер театра и кино, заслуженный деятель искусств, народный артист Узбекистана Баходыр Юлдашев, научным консультантом - академик академий наук Узбекистана и Грузии Эдвард Ртвеладзе и академик Академии наук и академии художеств Узбекистана Акбар Хакимов, координатором проекта Анвар Юлдашев, продюсером Фирдавс Абдухаликов. За основу была взята идея двух ренессансов, которые пережила земля Узбекистана. Творческой группой проведены колоссальные исследования, перелопачены сотни книг и монографий. Немецкие партнеры занимались стилистикой и визуальным наполнением сцен. Затем создавалась раскадровка всех сцен «в карандаше», рождалась общая музыкальная тема, с чем прекрасно справился узбекский композитор Шухрат Закиров. Проводились многочисленные съемки артефактов в музеях и библиотеках Узбекистана. Оцифровка заняла немало времени, однако, позволила воссоздать артефакты в 3D формате, что ранее не делалось в Узбекистане. Шоу предшествовала масштабная техническая и технологическая подготовка. Ранее существовавшие в мире мэпинги всегда проецировались на однотонных поверхностях. Элементарная физика: свет проецируется на стену и появляется изображение. Но Регистан расписан миллионами узоров! Сложнейшая технологическая задача была реализована немецкой компанией Adhoc, с участием режиссера Томаса Мюллера и специалиста по мэпинг технологиям и Хельге Шафера. Не менее ответственной и трудоемкой оказалась работа по установке уникального светового и звукового оборудования на площади Регистан, включённого в 2001 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Впервые светомузыкальное представление было продемонстрировано на площади Регистан в честь закрытия X юбилейного Международного музыкального фестиваля «Шарк тароналари». Проект был реализован при организационной поддержке «Eriell Group».