Новости WOSCU
История музея имени Напрстка
Музей имени Напрстка (первоначально – Чешский промышленный музей) возник в 60-х годах ХIХ в. по инициативе Войты Напрстка (1826–1894 гг.), известной личности в чешской культурной и политической жизни, и его матери Анны (1788–1873 гг.) – успешной пражской предпринимательницы.
О развитии личных библиотек на территории Средней Азии в давние века
Заслуживает внимания и представляет несомненный интерес история создания и существования личных библиотек и книжных собраний на территории Средней Азии, которая уходит в далекое прошлое – VIII–XIV века, время существования государств Саманидов, Караханидов и Темуридов.
Когда в Хорезме началась чеканка анонимных монет?
История Хорезмских монет периода Золотой орды связано с завоеванием Хорезма монголами(1219-1221). Денежное обращение в Золотой Орде и Древнем Хорезме стало единой системой, что отразилось и на монетном чекане.
Кто подарил работу «Бустан» Национальной библиотеке Франции?
Рукопись «Бустан» Саади также хранится в Национальной библиотеке Франции. Эта рукопись в настоящее время зарегистрирована под шифром "Supplément persan 1187".
Бухарские базары, превзошедшие рынки Ташкента, Самарканда и Коканда
Бухарские базары считались «любопытнее всех остальных – ташкентского, самаркандского и кокандского. Базары в Бухаре – это целая сеть узких кривых улиц, перекрытых плетенками из камыша, а то и прямо крышами из бревен и прутьев, смазанных поверх глиной, с квадратными отверстиями для света и воздуха.
Кто организовал первую выставку, посвященную исламскому книжному искусству в Париже?
Одним из известных французских коллекционеров является Жорж Марто. Он был инженером в Центральной школе.
Три самых ценных иллюстрированных рукописей из Мавераннахра в собраниях Национальной библиотеки Франции
Один из крупнейших французских коллекционеров восточных рукописей второй половины XIX в. Шарль Шефер (1820 – 1898) интересовался не только арабскими, персидскими, тюркскими и турецкими текстами, но собирал также и иллюстрированные манускрипты. Шефер был востоковедом и переводчиком, а после 1871 г. – профессором и директором Французской школы восточных языков.
Ученые, связавшие Государственный музей Востока и Узбекистан
В Государственном музее Востока работали и продолжают работать ученые, чья жизнь и научная деятельность теснейшим образом связана с Узбекистаном.
Формирование коллекции Средней Азии в Государственном музее Востока
За почти сто лет своего существования Государственный музей Востока превратился в крупное культурно-просветительское и научное учреждение, в сферу интересов которого входит изучение и популяризация культуры и искусства народов Азии – от Дальнего Востока до Северной Африки. Однако при такой широте охвата особое место в работе музея занимает Средняя Азия, и в первую очередь Узбекистан.
Хадис Пророка в «Кок гумбазе»
Фриз верхней части четверика мечети Кок Гумбаз, построенной в Шахрисабзе в 839/1435 году покрыт надписями, выполненными почерком сулс.
Чем знаменит Мавлана Кавкаби?
Гератские традиции находят продолжение в культуре Бухары и Самарканда в последующие века. Близость музыкальных традиций Герата и Бухары – результат давних исторических взаимосвязей двух городов, миграций музыкантов из одного города в другой и обмена музыкальными ценностями.
В какой технике выполнены многие виды самаркандских тюбетеек?
Форма, цвет и орнамент тюбетейки отражают особенности уклада жизни населения той или иной местности.
Тексты, прославляющие Аллаха в надписях Гумбази Саййидана в Шахрисабзе
Согласно информации, содержащейся в книге-альбоме «Архитектурная Эпиграфика Узбекистана», посвященной Кашкадарьинской области, изданной в рамках издания проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», купол и эпиграфика мавзолея Гумбази Саййидан в Шахрисабзе, напоминающая Шахи Зинду в Самарканде, выполненная из изразцов, реставрированы в 1975 году.
Афганские ремесленники на узбекском рынке
Наряду с коренными народами фотографы прошлого запечатлели также афганцев и индусов, которые приезжали по торговым делам и иногда подолгу жили в среднеазиатских городах, дополняя их этническое разнообразие.
Знаете ли вы, типы швов, используемых в вышивке?
Искусство вышивки было распространено как у оседлого, так и полукочевого населения узбекских ханств. Жители оазисов вышивали крупноформатные интерьерные панно для украшения жилищ, в то время как у степняков этот вид рукоделия использовался для декорирования одежды и ее частей, а также украшения различного рода сумочек.
Где хранятся хадисы собранные Абу Лайсом Самарканди?
В государственных учреждениях культуры Чешской Республики предметы искусства из Узбекистана представлены небольшими, но весьма выразительными коллекциями, подтверждающими уникальность узбекского культурного наследия.
Кто копировал рукопись «Гулистан»?
Французов очень интересовало произведение Саади «Гулистан».
"Читающий юноша" из Лувра
Один очень известный лист из разрозненного альбома-муракка начала XVII в. хранится под шифром "OA 7109" в Отделе исламского искусства в Лувре.
Геометрические мотивы в декоре тюбетеек
Орнаменты на тюбетейках демонстрируют удивительное мастерство вышивальщиц, национальную самобытность, передают дух народа, любовь к жизни и ярким краскам природы, стремление воплотить в цвете образы окружающего мира, какими они видятся в поэтической традиции.
Сохранение и популяризация наследия Мавераннахра: Новые горизонты сотрудничества в Мадриде
Мавераннахр и история народов Центральной Азии, их государственные традиции и культурное наследие всегда вызывали интерес у зарубежных исследователей.
Кто такой Кураган в надписях Кок Гумбаза?
«Кураган» встречается и в надписях мечети Кок гумбаз в Шахрисабзе, которая описывается как « Мечеть воплощющая красоту, изящества форм и многих других высоких качеств».
Хорезмские, Бухаро-Самаркадские школы узбекской чеканки по металлу
Региональные школы узбекской чеканки по металлу – Хорезмская, Бухаро-Самаркандская, Ферганская – различаются по формам изделий, характеру декора, приемам отделки.
"Культурное наследие Узбекистана": В Берлине представлено 50-томное издание
Посол Узбекистана в Германии Дилшод Ахатов торжественно вручил президенту Государственных музеев Берлина и Фонда Прусского культурного наследия Херманну Парцингеру 50-томное издание серии "Культурное наследие Узбекистана".
Секреты вышивки
Искусство вышивки было распространено как у оседлого, так и полукочевого населения узбекских ханств.
Руиджо в замке Червена Льгота
Руиджо – вышитая простыня на кровать молодоженов. Данный экземпляр сшит из четырех полос хлопчатобумажной ткани.
Образы, которые также украшают стихи
Как и в Иране, помимо исторических сочинений здесь иллюстрировались также обширные поэтические тексты.
"Диван-и Шахи" - работа каллиграфа служившего Султану и Навои
Каллиграф Султан-Али Машхади (1453–1520) – великий персидский мастер почерка наста’лик.
Миниатюры Камал ад-дина Бехзада в собраниях мира
За свою долгую и насыщенную событиями жизнь Камал ад-дин Бехзад оставил богатое художественное наследие.
Портреты правителей Центральной Азии
Портреты представителей среднеазиатской правящей элиты – важные документы политической истории и политической культуры региона второй половины XIX – начала ХХ в.
Родина тюбетеек из бархата
Форма, цвет и орнамент тюбетейки отражают особенности уклада жизни населения той или иной местности.
Произведение, прославившее Абу Али ибн Сину
Обладатель энциклопедических знаний, человек, внесший большой вклад в развитие мировой цивилизации, один из гениев мировой медицинской науки Абу Али ибн Сина хорошо различал схожие между собой болезни.
Духовное наследие, ставшее основой для выдающихся трудов Абу Али ибн Сины...
Абу Али ибн Сина, известный на Востоке как «Шайх ур-раис» и в Западной Европе как Авиценна, написал более 450 произведений.
Путешествие парижского путешественника Эдуарда Блана в Центральную Азию...
Эдуард Блан, представитель Парижского географического общества, организует экспедицию в Среднюю Азию в 1890-1891 годах.
Произведение рассказывающее о неподвижных звездах
До нас дошло несколько произведений великого ученого Мирзо Улугбека.
Кто привез произведение Гянджеви в Иран?
Список персидской поэмы «Махзан ал-асрор» («Сокровищница тайн») Низами Гянджеви по какой-то неизвестной причине том был отправлен в сефевидский Иран, где в 1610–1620 гг. в начале книги был вставлен двойной развернутый фронтиспис с миниатюрами в стиле знаменитого Исфаханского художника Риза Аббаси.
Почему мало исторических фотографий узбеков?
На исторических фотографиях показаны представители разных народов, проживавших на территории современного Узбекистана.