Медиаивент «Новый Узбекистан: уникальные культурные инициативы», Париж
19 сентября 2019 года в Париже состоялся медиаивент «Новый Узбекистан: уникальные культурные инициативы».
Во Франции состоялся медиаивент, посвященный 28-ой годовщине независимости Узбекистана. В нем приняли участие делегация Узбекистана, представители Посольства нашей страны во Франции, а также европейских культурных и экспертных кругов.
В рамках мероприятия было объявлено об официальной регистрации представительства Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культуры Узбекистана в Париже и сообщено о предстоящих проектах Всемирного общества во Франции.
Председатель правления Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана, руководитель проекта «Новый Узбекистан: уникальные культурные инициативы» Ф.Абдухаликов ознакомил участников вечера с деятельностью общества и реализуемыми им проектами.
В своем выступлении президент Ассоциации изучения истории и искусства Темуридов Фредерик Бопертюис-Брессан обратила внимание на итоги состоявшегося в августе этого года Конгресса Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана «Узбекистан – перекресток великих дорог и цивилизаций: империи, религии, культуры», в программу которого вошли мероприятия в Ташкенте, Термезе, Бухаре и Самарканде.
Выступавшими также отмечалась успешное проведение мероприятий Общества в Париже, состоявшихся в октябре 2018 года в преддверии визита Президента Республики Узбекистан во Францию.
Один из крупнейших специалистов по искусству рукописной книги Востока, экс-заведующий отделом исламских манускриптов Национальной библиотеки Франции Франсис Ришар презентовал 32-й том «Рукописи Маверауннахра в собраниях Франции». Данная книга-альбом из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» была подготовлена Ф.Ришаром, которая дает подробную информацию об иллюстрированных рукописях Маверауннахра во французских коллекциях. Одной из жемчужин этой коллекции является список трактата «Сувар аль-Кавакиб аль-Тхабита» («Книга неподвижных звезд»), сделанный для личной библиотеки Улугбека около 1430-1440 годов в Самарканде во время строительства его знаменитой обсерватории.
Президент издательства «Mueller&Schindler» Шарлотта Крамер, партнер проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», представила 3D анимацию - оживляющую миниатюры этой удивительной рукописи.
Президент Ассоциации «Авиценна-Франция» Марк Боннель ознакомил участников с деятельностью Ассоциации, а также с запланированным к реализации проектом «Рукописи Авиценны в Европе», который расширит представление о всех известных трудах Авиценны в европейских архивах и библиотеках.
Глава экспедиции Лувра в Узбекистане Рокко Ранте представил подробную информацию о ходе подготовки к предстоящей выставке в Лувре в 2021 году, посвященной истории, архитектуре, культуре, традициям Узбекистана.
В рамках мероприятия были также показаны мультимедийная презентация и фильмы о проводимой в нашей стране работе и достижениях в сфере культуры и науки.
Счастье в коврах
Безворсовые ковры, такие как гаджари, ок-энли и киз-гилам, представляют собой уникальное искусство, которое отражает богатую культурную традицию Узбекистана. Мастерицы, создающие эти ковры, используют древние техники и символику, что делает каждое изделие не только красивым, но и насыщенным значением. Каким? Расскажем здесь:
Темуридская керамика как часть искусства китайского фарфора
Керамика Темуридов и китайский сине-белый фарфор представляют собой важные элементы культурного обмена, который произошел в Средней Азии в XV-XVI веках. С чего он начался, разбираемся здесь:
"Золотые брови" Ферганской долины
Женские налобные украшения Ферганской долины и Ташкента представляют собой яркий пример традиционного искусства и культуры этого региона. Однако тилла-кош или "золотые брови" - особая деталь:
Чармдузы - мастера на все руки из Самарканда и Бухары
Чармдузы, мастера-кожевенники Средней Азии, славились своим искусством и мастерством, создавая уникальные предметы на глазах у заказчиков. На шумных базарах Самарканда и Бухары они превращали обычные куски кожи в настоящие произведения искусства. Как именно, читайте здесь:
Как по шапке определяли статус бухарских женщин?
Телпак и калтапушак — это не только красивые, но и символичные элементы женского гардероба конца XIX века. По этим головным уборам можно определить зажиточность горожанок Бухары. Каким образом? Читайте здесь:
Узбекистан изменил жизнь японского художника, пережившего атомную бомбардировку
Известный японский художник Хираяма Икуо пережил атомную бомбардировку в 1945 году. В 959 году он узнает, что смертельно болен лейкемией. Тогда же он пишет картину, посвященную истокам буддийского учения «Происхождение буддизма», по мотивам путешествия китайского монаха Сюаньцзана через Великий шелковый путь в VII веке. Художник думает, что эта работа, возможно, последняя в его жизни... Что было дальше? Читаем здесь:
Как работает магия сузани?
Сузани - главный вид свадебных вышивок, которые изначально служили покрывалом на постель новобрачных. В конце XIX века сузани-покрывала стали использоваться еще и как стенные панно. Однако всегда этому прекрасному изделию из текстиля жителями Центральной Азии и Узбекистана в частности придавался магический смысл. Какой? Разбираемся здесь:
Юмор в миниатюрах художников средневековой Бухары
В произведении великого литератора Саади «Гулистан» множество поучительных рассказов и притч, что дало уйму места для творчества художникам, украшавшим своими миниатюрами копии книг этого замечательного произведения. Несмотря на смирение, к которому призывает автор в своих трудах, один из бухарских художников XVI века разбавил манускрипт толикой юмора. Читаем здесь:
"Мираджнама" на вес золота при дворе Людовика XIV
Одним из ключевых приобретений в истории Национальной библиотеки Франции стала знаменитая рукопись "Мираджнама", оказавшаяся в Париже еще в XVII веке. О том, каким образом древний манускрипт попал в руки повелителя мушкетеров Людовика XIV, рассказываем здесь.
Подрабатывал ли фотограф Прокудин-Горский в Туркестане сборщиком налогов?
Пионер цветной фотографии в Российской Империи, автор сотен снимков Туркестана и знаменитой фотографии Эмира Бухарского Прокудин-Горский, внес огромный вклад в культурное наследие как Узбекистана, так и всего мира. Его работы хранятся в библиотеке Конгресса США, а выставки проходят по всему миру. Но была ли фотография основным занятием Прокудина-Горского или же снимки – лишь его хобби, а зарабатывал он сбором налогов в Туркестане в качестве податного инспектора, столь ненавидимых в регионах Российского Империи, разбираемся здесь.
Сузани, осчастливившие коллекционеров из США
Уникальные сузани Бухарского эмирата XVIII века с большим медальоном и надписями Кармана (Кермине), которые хранятся в США в коллекции Брюса и Олив Баганз, вызываются в их душе чувство счастья.
Библиотека Ватикана планирует привлечь WOSCU к изучению архивов
Префект (генеральный директор) Апостольской библиотеки Ватикана Мауро Мантовани выступил за тесное сотрудничество с WOSCU и рассмотрит возможность привлечения востоковедов Всемирного общества к изучению архивов одной из уникальных библиотек мира.
Ученые предложили ЦИЦ и WOSCU изучить договор Мухаммеда с джиннами и рубаху-Коран
В ходе VIII Конгресса WOSCU, посвященного деятельности Центра исламской цивилизации (ЦИЦ), заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии Екатерина Терюкова представила доклад о совместном исследовательском проекте «Предметы религиозного культа и быта из Узбекистана в собрании Музея истории религии: история, атрибуция, реставрация» с научным сотрудником Музея Ириной Османовой.
Каракалпакские украшения в коллекции Российского этнографического музея
Ювелирные украшения каракалпаков, представленные в Российском этнографическом музее, отражают богатую культурную традицию и художественное мастерство этого народа. Среди них выделяются различные виды женских нагрудных украшений, серег, колец и браслетов, каждая из которых несет в себе уникальную символику и значение.
Александр Македонский и загадка Чаши Джамшида
Миниатюра «Семь мудрецов», датируемая около 1590 года, представляет собой интересный пример взаимодействия различных культур и традиций в искусстве того времени. На ней изображен, вероятно, Искандар (Александр Великий), окруженный семью философами, которые могут символизировать мудрость и знания разных народов, которые изучают Чашу Джамшида.
Руиджо - таинство семейного счастья
Руиджо — это не просто элемент текстиля, а символ традиций и культуры, который играет важную роль в жизни молодоженов. Вышитая простыня, сшитая из четырех полос хлопчатобумажной ткани, представляет собой произведение искусства, в котором каждая деталь имеет значение.
Китайский монах вдохновил японцев изучать Среднюю Азию
В VII веке китайский монах Сюаньцзана в поисках буддийских сутр совершил путешествие через Среднюю Азию в Индию, написав об этом в своих путевых заметках «Путешествие в Западный край». Спустя сотни лет именно эта работа вдохновила на изучение региона японских исследователей XIX-XX веков.
Национальная библиотека Узбекистана - путь в полтора века
За более чем 150 лет своего существования Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои прошла удивительный и непростой путь развития, с связанный с поиском и изучением уникальных манускриптов, авторства выдающихся личностей разных эпох. В этом видео нас познакомят с историей замечательной библиотеки и ее впечатляющей коллекцией.
Как костюм повлиял на карьеру Тамары Ханум?
Тамара Ханум, известная узбекская актриса и танцовщица, оставила яркий след в истории узбекского искусства. Ее концертный костюм, хранящийся в Государственном историческом музее, является не только элементом ее сценического образа, но и символом культурного наследия Узбекистана.
Кува - древний центр буддийской культуры
В ходе археологических раскопок на окраине города Кува были выявлены остатки буддийского храма, датируемого VII веком. Это открытие доказывает тот факт, что Кува стала важным центром религиозной жизни своего времени.
Рукописные памятники истории Турции в ташкентском Институте имени Беруни
История Турции в фонде Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни представлена шестью рукописями, среди которых «Тарих» («История») и «Мисбах ас-сари ва нузхат ал-кари» ("Светильник для путника и отрада для чтеца"). В этих трудах говорится о важных вехах в истории Османской Империи.
Хадисы и пожелания на керамической посуде
Декор глазурованной керамики X–XII вв. отлично отражает значительные перемены, происходившие в культуре и искусстве региона Центральной Азии в связи с распространением ислама. Совершенно новой характеристикой исламского искусства стало использование эпиграфики в качестве декора.