
Использовались они как обычные постилочные ковры или матрасы.
Джульхирс переводится с арабского и таджикского как «шкура медведя». Также использовались наименования джулварак (араб. джул – шерсть, шерстяная ткань, варак – слой, лист), пати зулварак (пати – куриные перья, также шерсть; зул – имеющий, варак – слой; буквально – имеющий шерсть слоями, или ковер из многослойной шерсти). Некоторые узбекские мастерицы переводили термин джульхирс как «подседельник богатого всадника» (джул – шкура, подстилка под седло, хирс – богатый человек, господин). Очевидно, в этой технике изготовляли как постилочные ковры, так и попоны.
Особенность джульхирсов – не только в длинном ворсе, но и в том, что технология изготовления этого вида ковров считается одной из самых древних, демонстрирующих переход от гладкотканого ткачества к ворсовому, узелковому. В.Г. Мошкова считала, что джульхирс является самым древним видом ворсового ковра, который «проливает свет не только на один из ранних этапов развития коврового искусства в Узбекистане, но и на историю ворсового ковроделия вообще».
Первые изделия с длинным ворсом (филикли) появляются в Шумере. Аналогичные предметы – длинноворсовые коврики и одежда – характерны и для Бактрии и Маргианы эпохи бронзы как подтверждение культурно-исторических связей БМАК с Шумером. Позднесредневековые джульхирсы можно рассматривать как результат многовековой эволюции шумерско-бактрийской традиции. Они отличаются высоким, до 25 мм ворсом и архаичной технологией изготовления, монументальным декором.
Классический вариант – длинноворсовые ковры Самаркандской области. Они ткались на узконавойных станках и потому состояли из сшитых друг с другом нескольких, как правило, четырех длинных панелей. Более ранние джульхирсы не имели каймы. В качестве материала использовалась верблюжья и овечья, а также козья шерсть как более прочная и грубая.
Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Ковроделие Узбекистана: Традиция, Сохраненная в веках" серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" (XIV том).
Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.
