Из истории музыкальной культуры Узбекистана

Из истории музыкальной культуры Узбекистана

Зарождение первичных форм музыки на территории Узбекистана уходит вглубь тысячелетий.

Из истории музыкальной культуры Узбекистана

Наиболее ранние свидетельства – петроглифы эпохи неолита и бронзы (V–II  тыс. до н.э.). На них встречаются изображения групп людей в ритмичном движении. Это ритуальные и магические танцы, связанные с охотой. Отдельные предметы напоминают архаичные инструменты, возможно, ударные. Музыка в этот исторический период выполняла прикладные функции – сопровождала труд человека и его занятия охотой. Использовались простейшие напевы и ритмы, монотонно повторяемые словесные формулы.

Свой след в развитии отдельных форм музыки и, в особенности, среднеазиатского инструментария оставили переднеазиатские и эллинистические влияния. Завоевание ахеменидским царем Киром Средней Азии (в 539 г. до н.э.) привело к включению данной территории (ее южной части) на целых два столетия в состав Ахеменидской империи. С этого времени, по-видимому, ведут свое происхождение отдельные инструменты военного назначения – большие металлические сигнальные трубы (карнай) и ударные. О применении карнаев в военных целях древними персидскими царями сообщил в своем труде «Большая книга о музыке» Абу Наср Фараби.

Начиная с Х–XI вв., наряду со светским направлением, усиливается возникшее на базе ислама мистическое течение суфизма (тасаввуф) с его музыкально-поэтическими формами выражения. Крупная хорасанская школа суфизма складывается в непосредственной близости от Мавераннахра. Ее ритуальная практика с музыкой, пением и танцем распространяется и в Средней Азии. Появляется специализация – профессиональный суфийский певец-декламатор – каввал; формируются виды суфийского «музицирования» – сама, зикр, ракс. Вопросы «слушания» получают осмысление в специальных сочинениях суфийских шейхов, как сторонников, так и противников использования музыки. Этот процесс приводит к взаимодействию между светскими и духовными сўфийскими практиками и теориями, они влияют друг на друга.

Таким образом, богатые традиции инструментального и вокального искусства древности и раннего средневековья сохранились и получили новое развитие в городах Мавераннахра и Хорасана в IX–XII вв., а затем в XIV–XV вв. Не случайно именно из Самарканда (преемника согдийских музыкальных традиций) ведет свое происхождение знаменитый музыкант Хаким Абу Хавс ибн Ахвас ас-Сугди, сконструировавший в начале Х в. инструмент шахруд, отмеченный Абу Насром ал-Фараби (в «Большой книге о музыке») и последующими среднеазиатскими музыкантами и теоретиками музыки.

Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Музыкальное наследие Узбекистана в собраниях Российской Федерации" (VI том) в серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира". 

Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.