Очередной том проекта "Культурное наследие Узбекистана" посвятили коллекции музея прикладного искусства

Очередной том проекта "Культурное наследие Узбекистана" посвятили коллекции музея прикладного искусства

Очередной том проекта "Культурное наследие Узбекистана" посвятили коллекции музея прикладного искусства

Очередной проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» посвящен коллекции ташкентского Государственного музея прикладного искусства и истории ремесленничества.  
 
Издание будет презентовано на юбилейном V Конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана в сентябре 2021 года. 
 

Рассказ о его славной коллекции следует начать со знаменитого «Дома Половцева» — великолепного шедевра зодчества, уникального старинного особняка, до сих пор украшающего Ташкент. Судьба его неразрывно связана с именами двух людей, принявших в нем живое участие. Первый — Александр Александрович Половцев, русский дипломат, ориенталист и коллекционер, член Туркестанского кружка археологов, прибывший в 1896 году в Ташкент из Санкт-Петербурга. Он всей душой полюбил местное искусство и начал коллекционировать художественные изделия местных кустарей – ковры, вышивку, керамику, передавая все предметы в коллекцию Музея прикладных искусств в Соляном городке в Петербурге. 
 

По счастливой случайности на работу к Половцеву секретарем поступил Михаил Степанович Андреев, уроженец Ташкента, внук простого солдата, выпускник Туркестанской учительской семинарии, полиглот, блестяще знающий узбекский, таджикский, арабский, казахский языки. Закономерно: Андреев увлекся изучением этнографии, истории, археологии и искусства. И, по поручению Половцева, приобрел у ташкентского предпринимателя Н. И. Иванова дом-«байскую усадьбу», перестройкой которого занялся под наблюдением архитектора А. А. Бурмейстера. В оформлении интерьера  было решено воплотить лучшие достижения национального архитектурного декора, и Андреев пригласил лучших народных мастеров со всего Узбекистана, каждый из которых оставил свой след в декоративном оформлении здания. Так было положено начало созданию дома Половцева, ставшего бесценным художественным объектом.

Очередной том проекта "Культурное наследие Узбекистана" посвятили коллекции музея прикладного искусства

В 1904 году перестройка старинного дома была завершена, а в 1906 году А.А. Половцев получил назначение в Бомбей, и в Среднюю Азию более не возвращался. Вплоть до 1910 года в оставленном им прекрасном доме жили его родственники, затем владение было продано в другие частные руки.
 

Дальнейшая история Дома Половцева полна перипетий и волнений: в 1916 году, после Первой мировой войны, в нем разместили австрийских военнопленных, сосланных в Ташкент. В 1918 году, после Октябрьской революции в Санкт-Петербурге, дом был муниципализирован и передан в городской жилищный фонд. До 1937 года в его стенах размещались: сиротский приют, куда из казахской степи свозили детей, чьи семьи вымирали из-за развернувшейся кампании продразверстки, педагогический техникум, школа фабрично-заводского обучения железнодорожников Ташкента, учебный центр резьбы по ганчу и чеканке, вышивальный цех. 
 

В 1937 году при ликвидации Музея народного хозяйства Узбекистана Отдел кустарных ремесел стал постоянной самостоятельной выставкой, открытие которой было приручено к 20-летию Советской власти. Центральный зал «дома Половцева» с примыкающей к нему комнатой специальным постановлением Совета народных комиссаров УзССР был передан Правлению Промкооперации УзССР для организации Выставки прикладного искусства. Так с 1937 года в доме разместился Музей кустарных промыслов, в 1960 году получивший название «Постоянно действующая выставка прикладного искусства Узбекистана». 
 

При всем богатстве экспозиции, о которой — чуть ниже, самый выразительный и главный экспонат Музея — его внутреннее убранство, точнее – оформление интерьеров.
 

До нашего времени сохранились в своей первозданной красоте айван, мехмонхона – парадный зал, в котором некогда проходили торжественные приемы, и так называемая кальянная комната. Их стены и потолки сплошь украшены резьбой по ганчу, изысканной орнаментальной росписью и палями из майолики — ярчайшими образцами декоративно-прикладного искусства Узбекистана конца XIX века.
 

Что касается коллекции музея — она очень разнообразна. В фондах и экспозиции находится около семи тысяч экспонатов, созданных за период от III–IV веков до наших дней, составляющих 20 отдельных коллекций. Но специфика собрания такова: в нем преобладают изделия XIX–ХХ вв. — уникальные образцы резьбы и росписи по дереву и ганчу, медно-чеканные изделия и ювелирные украшения, золотное шитье, ткани и одежда, набойка, художественная вышивка, ковры, лаковая миниатюра, национальные музыкальные инструменты, изделия из фарфора и стекла, в которых воплощена вся история прикладного искусства нашей страны XIX-ХХ веков.  
 

Двери «дома Половцева» по-прежнему гостеприимно открыты для всех желающих перенестись в прошлое, увидеть восхитительные интерьеры традиционного узбекского дома и познакомиться с великолепной экспозицией Музея прикладного искусства и истории ремесленничества. 
 

Проект КНУ выражают благодарность руководству Министерства культуры Республики Узбекистан, а также директору Музея Исмату Юсупову, научному сотруднику Музея Салиме Зохидовой и главному хранителю Сайоре Исраиловой за поддержку и активное содействие в работе по созданию данного тома.

------
Исследовательские инициативы проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» направлены на изучение, сохранение и популяризацию культурного наследия Узбекистана. Всемерную поддержку в реализации проектов оказывает международная нефтесервисная компания «Eriell Group». 

Шедевры культурного наследия Узбекистана описаны в 50 альбомах

Шедевры культурного наследия Узбекистана описаны в 50 альбомах

Читать больше...
Участники V международного Конгресса приняли традиционное обращение к Президенту Узбекистана

Участники V международного Конгресса приняли традиционное обращение к Президенту Узбекистана

Читать больше...
Гость Конгресса Рафаэль Некталов: "Я вижу здесь комплексный подход к культуре"

Гость Конгресса Рафаэль Некталов: "Я вижу здесь комплексный подход к культуре"

Читать больше...
Юбилейный Конгресс Всемирного общества подвел итоги

Юбилейный Конгресс Всемирного общества подвел итоги

Читать больше...
Конгресс Всемирного общества в Ташкенте: яркое начало и плодотворная работа (видео)

Конгресс Всемирного общества в Ташкенте: яркое начало и плодотворная работа (видео)

Читать больше...
Уникальный манускрипт, созданный по заказу Мирзо Улугбека, презентовали в Ташкенте

Уникальный манускрипт, созданный по заказу Мирзо Улугбека, презентовали в Ташкенте

Читать больше...
В Ташкенте презентовали малоизученную рукопись, созданную по спецзаказу Мирзо Улугбека

В Ташкенте презентовали малоизученную рукопись, созданную по спецзаказу Мирзо Улугбека

Читать больше...
Обращение участников V международного конгресса «Культурное наследие Узбекистана – основа нового ренессанса» к Президенту Республики Узбекистан  Ш. М. Мирзиёеву

Обращение участников V международного конгресса «Культурное наследие Узбекистана – основа нового ренессанса» к Президенту Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёеву

Читать больше...
Анонсированы события новой Недели культурного наследия

Анонсированы события новой Недели культурного наследия

Читать больше...
Кладу Кушанского царства планируют посвятить очередную книгу-альбом

Кладу Кушанского царства планируют посвятить очередную книгу-альбом

Читать больше...
Новую книгу-альбом планируют посвятить греческой «Галерее Узбекистана Сарцетакиса»

Новую книгу-альбом планируют посвятить греческой «Галерее Узбекистана Сарцетакиса»

Читать больше...
Выйдет в свет уникальный альбом, посвященный шедеврам искусства Узбекистана

Выйдет в свет уникальный альбом, посвященный шедеврам искусства Узбекистана

Читать больше...
Рукотворным шедеврам каракалпакского народа посвятили красочный альбом

Рукотворным шедеврам каракалпакского народа посвятили красочный альбом

Читать больше...
Каким будет третий том индийской серии проекта "Культурное наследие Узбекистана"?

Каким будет третий том индийской серии проекта "Культурное наследие Узбекистана"?

Читать больше...

Другие новости