
Очередной проект «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» посвящен коллекции ташкентского Государственного музея прикладного искусства и истории ремесленничества.
Издание будет презентовано на юбилейном V Конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана в сентябре 2021 года.
Рассказ о его славной коллекции следует начать со знаменитого «Дома Половцева» — великолепного шедевра зодчества, уникального старинного особняка, до сих пор украшающего Ташкент. Судьба его неразрывно связана с именами двух людей, принявших в нем живое участие. Первый — Александр Александрович Половцев, русский дипломат, ориенталист и коллекционер, член Туркестанского кружка археологов, прибывший в 1896 году в Ташкент из Санкт-Петербурга. Он всей душой полюбил местное искусство и начал коллекционировать художественные изделия местных кустарей – ковры, вышивку, керамику, передавая все предметы в коллекцию Музея прикладных искусств в Соляном городке в Петербурге.
По счастливой случайности на работу к Половцеву секретарем поступил Михаил Степанович Андреев, уроженец Ташкента, внук простого солдата, выпускник Туркестанской учительской семинарии, полиглот, блестяще знающий узбекский, таджикский, арабский, казахский языки. Закономерно: Андреев увлекся изучением этнографии, истории, археологии и искусства. И, по поручению Половцева, приобрел у ташкентского предпринимателя Н. И. Иванова дом-«байскую усадьбу», перестройкой которого занялся под наблюдением архитектора А. А. Бурмейстера. В оформлении интерьера было решено воплотить лучшие достижения национального архитектурного декора, и Андреев пригласил лучших народных мастеров со всего Узбекистана, каждый из которых оставил свой след в декоративном оформлении здания. Так было положено начало созданию дома Половцева, ставшего бесценным художественным объектом.

В 1904 году перестройка старинного дома была завершена, а в 1906 году А.А. Половцев получил назначение в Бомбей, и в Среднюю Азию более не возвращался. Вплоть до 1910 года в оставленном им прекрасном доме жили его родственники, затем владение было продано в другие частные руки.
Дальнейшая история Дома Половцева полна перипетий и волнений: в 1916 году, после Первой мировой войны, в нем разместили австрийских военнопленных, сосланных в Ташкент. В 1918 году, после Октябрьской революции в Санкт-Петербурге, дом был муниципализирован и передан в городской жилищный фонд. До 1937 года в его стенах размещались: сиротский приют, куда из казахской степи свозили детей, чьи семьи вымирали из-за развернувшейся кампании продразверстки, педагогический техникум, школа фабрично-заводского обучения железнодорожников Ташкента, учебный центр резьбы по ганчу и чеканке, вышивальный цех.
В 1937 году при ликвидации Музея народного хозяйства Узбекистана Отдел кустарных ремесел стал постоянной самостоятельной выставкой, открытие которой было приручено к 20-летию Советской власти. Центральный зал «дома Половцева» с примыкающей к нему комнатой специальным постановлением Совета народных комиссаров УзССР был передан Правлению Промкооперации УзССР для организации Выставки прикладного искусства. Так с 1937 года в доме разместился Музей кустарных промыслов, в 1960 году получивший название «Постоянно действующая выставка прикладного искусства Узбекистана».
При всем богатстве экспозиции, о которой — чуть ниже, самый выразительный и главный экспонат Музея — его внутреннее убранство, точнее – оформление интерьеров.
До нашего времени сохранились в своей первозданной красоте айван, мехмонхона – парадный зал, в котором некогда проходили торжественные приемы, и так называемая кальянная комната. Их стены и потолки сплошь украшены резьбой по ганчу, изысканной орнаментальной росписью и палями из майолики — ярчайшими образцами декоративно-прикладного искусства Узбекистана конца XIX века.
Что касается коллекции музея — она очень разнообразна. В фондах и экспозиции находится около семи тысяч экспонатов, созданных за период от III–IV веков до наших дней, составляющих 20 отдельных коллекций. Но специфика собрания такова: в нем преобладают изделия XIX–ХХ вв. — уникальные образцы резьбы и росписи по дереву и ганчу, медно-чеканные изделия и ювелирные украшения, золотное шитье, ткани и одежда, набойка, художественная вышивка, ковры, лаковая миниатюра, национальные музыкальные инструменты, изделия из фарфора и стекла, в которых воплощена вся история прикладного искусства нашей страны XIX-ХХ веков.
Двери «дома Половцева» по-прежнему гостеприимно открыты для всех желающих перенестись в прошлое, увидеть восхитительные интерьеры традиционного узбекского дома и познакомиться с великолепной экспозицией Музея прикладного искусства и истории ремесленничества.
Проект КНУ выражают благодарность руководству Министерства культуры Республики Узбекистан, а также директору Музея Исмату Юсупову, научному сотруднику Музея Салиме Зохидовой и главному хранителю Сайоре Исраиловой за поддержку и активное содействие в работе по созданию данного тома.
------
Исследовательские инициативы проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» направлены на изучение, сохранение и популяризацию культурного наследия Узбекистана. Всемерную поддержку в реализации проектов оказывает международная нефтесервисная компания «Eriell Group».