Он владел всеми доступными науками своего времени, хорошо знал арабский и персидский языки. Бухарский правитель Абд ал-Азиз-хан (1645–1680 гг.) назначил его главой таможенной службы. Однако Суфи Аллаяр вскоре отказался от должности и стал учеником знаменитого мистика своего времени шейха Навруза.
Основная идея его творчества связана с желанием распространить знания среди людей, разъяснить идеи о совершенном человеке, характерные для суфийской поэзии. Он писал свои стихи на тюркском (узбекском) и персидском языках. Его основное произведение «Маслак ул-муттакин/Путь благочестивых» (оно в сокращенном виде переложено на узбекский язык («Маслак ул-‘арифин/Путь гностиков» или «Сабат ул-аджизин/Стойкость немощных») стало самым ярким примером узбекской философско-дидактической литературы. Эти произведения служили учебниками в старых школах и медресе.
Основанное на нравственных назиданиях, это произведение было популярно не только в пределах Туркестана, но и в Кашгаре (Синьзяне), Поволжье, Астрахани, Оренбурге, на Урале и в других регионах.
Подробнее об исторических личностях Сурхандарьинского региона читайте в книге-альбоме «Сурхандарья» серии «Архитектурная эпиграфика Узбекистана».
Чем знаменит Суфи Аллаяр?
Суфи Аллаяр (1644 г., Каттакурганское бекство – 1724 г., Денау) был знаменитым поэтом-мистиком.