Например, гладь, тамбурный шов и шов ироки (полукрест). Шов ироки особенно характерен для вышивок Шахрисабза. Тамбурный шов (местное название – юрма) был распространен повсеместно и выполнялся крючком либо иглой. Босма – гладьевый шов, также широко распространенный. Он тотально покрывает ткань основы, которая полностью скрывается под вышивкой.
После завершения работы вышитые части будущего сузани окончательно сшивали вместе, получая готовое изделие. Коллективный способ работы приводил к тому, что узоры на сшитых вместе полотнищах ткани основы могли немного различаться по цвету и видам швов. По этой же причине нередко встречаются вышивки с заметными нестыковками рисунка в местах соединения полотнищ ткани основы. Обратная сторона вышивки могла быть продублирована однотонной хлопковой или абровой тканью.
Подробнее об этом можно узнать в книге-альбоме «Культурное наследие Центральной Азии в музеях Японии» из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» (том XX).
Генеральный спонсор проекта нефтесервисная компания Eriell-Group.
Какие виды стежков использовали мастерицы при создании сузани?
При вышивании сузани мастерицы могли использовать как один вид стежка, так и несколько видов.