Музыкальная культура Центральной Азии в позднее средневековье

Музыкальная культура Центральной Азии в позднее средневековье

Излюбленным местом ценителей музыки были чайханы, широко распространившиеся во всех городах и сельских поселках в Туркестане в конце XIX – начале ХХ вв.

Музыкальная культура Центральной Азии в позднее средневековье

Здесь собирались любители послушать хорошее пение и игру на инструментах. По этой причине хозяева чайхан стремились заполучить к себе известных певцов и инструменталистов. Многие знаменитые узбекские и таджикские музыканты начинали свой путь в искусство именно с выступления в чайханах. С появлением граммофонов и грампластинок, которые были быстро освоены держателями чайхан, традиция живого исполнения в них не исчезает.

Музыканты, как и прежде, много перемещались в поисках лучшей доли и условий творчества. Начиная с XVI в. и в последующие века, усилилась миграция музыкантов и поэтов из Средней Азии (в особенности из Бухары и Самарканда) в Индию, ко дворам Великих Моголов (Бабуридов). Здесь сложились благоприятные условия для музыкального искусства, а общая атмосфера отличалась веротерпимостью и демократичностью. Культурные и музыкальные связи между Средней Азией и Индией приводят к возникновению интересных общностей в профессиональном музыкальном искусстве и науке о музыке. В научных трактатах о музыке, созданных на территории Северной Индии, в том числе и выходцами из Средней Азии, возникает явление, переросшее в традицию – параллельное и сравнительно-сопоставительное рассмотрение двух основных систем музыкального искусства – макома и раги. В Кашмире складывается музыкальная традиция (суфйана мусики, суфйана калам), близкая по ряду признаков к бухарскому шашмакому.

Позднее средневековье стало для Центральной Азии временем формирования собственных сложнейших видов и жанров классической музыки, в первую очередь, макомата. Происходит его обособление из общей цивилизационной модели исламской музыкальной культуры. Макомат, представленный разными локальными традициями (бухарско-самаркандской, фергано-ташкентской и хорезмской), осознается и воспринимается как самостоятельный региональный (среднеазиатский) вид музыки. С одной стороны, он сохраняет связи с предшествующей общемусульманской системой макомата, а с другой – прочно опирается на традиции народной музыки узбеков и таджиков, а также других центральноазиатских народов.

Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Музыкальное наследие Узбекистана в собраниях Российской Федерации" (VI том) в серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира". 

Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.