Что представлял из себя наккарахана?

КАК СТАТЬ ДРУГОМ ВСЕМИРНОГО ОБЩЕСТВА?

Что представлял из себя наккарахана?

Интересное явление музыкальной культуры этого времени – церемониальный вид придворной музыки, который, как и ранее, заключался в функционировании специального ансамбля военной музыки – наккарахана.

Что представлял из себя наккарахана?

Он существовал в каждом столичном городе среднеазиатских ханств, а нередко еще и в подчиненных им отдельных бекствах. Известно, например, со слов Дарвиша Али Чанги, что он одно время был главой наккарахана в г. Андижане. Глава наккарахана именовался мехтаром (буквально: староста, старейшина), и в позднее время им обычно назначался виртуозный исполнитель на сурнае (ранее мехтарами назначались исполнители на литаврах).

Наккараханой называли и специальное помещение, в котором находились музыканты этого ансамбля со своими инструментами. Оно располагалось обычно над воротами арка – резиденции эмиров, и представляло собой помещение галерейного типа с открытой передней стеной. Из наккарахана не только подавались различные специальные сигналы и мелодии, но и исполнялись инструментальные (сурнайные) макомы, организованные в циклы. Все расходы на содержание этого ансамбля покрывались из государственных средств, что видно, например, из документов архива кокандских ханов времени правления Худаяр-хана (1866 – 1875).

После завоевания Средней Азии царской Россией, стали создаваться военные оркестры с включением различных европейских инструментов – духовых и ударных. Такие оркестры осваивали соответствующий репертуар, включавший различные военные марши. Собственные восточные маршеобразные мелодии исполнялись ансамблем наккарахана. Примером может служить записанная А. Эйхгорном «Нагмаи сарбози хуканд» («Мелодия кокандских солдат»), которая представляет собой известную у многих мусульманских народов маршеобразную мелодию. Она послужила, как известно, «прообразом» для так называемого «Персидского марша» русского композитора М. И. Глинки.

Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Музыкальное наследие Узбекистана в собраниях Российской Федерации" (VI том) в серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира". 

Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.