Большой интерес представляют снимки среднеазиатских цыган – люли (джучи) и мазанг – представителей двух групп местных цыган. Об их происхождении, времени появления в Средней Азии и бытовой культуре и сегодня известно мало. Они никогда не допускали к себе посторонних, хотя в этнической картине региона, особенно городов, не могли остаться незамеченными как по внешнему облику, так и по образу жизни.
Впрочем, цыгане многое переняли у народов-соседей из обрядовой практики и материальной культуры. Они говорили на таджикском и узбекском языках. Мазанг постоянно проживали в городах или окрестных селениях. Мужчины занимались изготовлением сит и решет, кузнечным и ювелирным делом, деревообделочным ремеслом. Люли добывали средства к существованию в основном нищенством, некоторые женщины плели из конского волоса чачваны – лицевые занавески, закрывающие лицо, которые мусульманки носили вместе с паранджой. Они вели бродячий образ жизни, и их стоянки обычно располагались вблизи городов, где проходили большие базары.
В отличие от других горожанок цыганки не закрывали лицо, и фотографам прошлого удавалось запечатлеть облик не только мужчин, но и молодых и пожилых женщин, своеобразные детали их костюма и сохранение в нем архаичных, уже вышедших из повседневной моды у узбечек элементов.
Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Узбекистан на исторических фотографиях XIX - начала XX в. в собраниях российских архивов" (XXXVII том) серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира".
Генеральный спонсор проекта нефтесервисная компания Eriell-Group.
_2_1.webp)
