Как трансформировалась система музыкальных ладов после завоевания Мавераннахра арабами?

Как трансформировалась система музыкальных ладов после завоевания Мавераннахра арабами?

Завоевание Средней Азии (Мавераннахра) арабами, включение ее в состав халифата и утверждение здесь к началу IX в. единой религии ислам стало поворотным историческим моментом в развитии культуры в целом, художественной и музыкальной культуры, в частности.

Как трансформировалась система музыкальных ладов после завоевания Мавераннахра арабами?

Отныне и на протяжении более чем тысячелетнего периода музыкальная культура Средней Азии развивается в контексте исламской цивилизации. Главным содержанием музыкального процесса в начальный период завоевания (VIII – IX вв.) стала трансформация и приспособление старых среднеазиатских музыкальных канонов к новой исламской эстетике. Они охватили разные стороны музыкальной культуры – инструментарий и инструментальное исполнительство, искусство пения, военную музыку, придворный стиль музицирования и т.д. 

Существовавшая до прихода арабов в придворной культуре Мавераннахра, Хорасана и Ирана персидская система семи канонических ладов – «хафт парда» («семь ладов») постепенно в XI – XII вв. расширяется и достигает двенадцати. Она занимает центральное положение в светском искусстве музицирования при дворах правителей и в аристократической среде городов халифата.

О высоком искусстве, связанном с системой парда (позже – шадд, давр, макам), о соединении в ней старых и новых правил свидетельствует уникальный трактат о музыке «хорасанского устада» Мухаммада Нишапури, датируемый концом XII – первой половиной XIII вв. и хранящийся в ИВР РАН (№ С 612). 

В трактате излагается система 12 парда (основных ладов) и производных от нее ладов шу‘ба, ее внутренние связи, временной и физический (физиогномический) «регламенты» исполнения в условиям новых (исламских) художественно-эстетических и идеологических реалий. В краткой истории парда создателем первых семи из них назван легендарный персидский музыкант Барбад.

Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Музыкальное наследие Узбекистана в собраниях Российской Федерации" (VI том) в серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира". 

Генеральный спонсор проекта нефтесервисная компания Eriell-Group.