Внешние влияния на формирование среднеазиатской музыкальной культуры в древности

Внешние влияния на формирование среднеазиатской музыкальной культуры в древности

К эпохе бронзы относятся фрагменты костяных флейт, обнаруженные на территории Узбекистана (опубликованы узбекистанскими археологами).

Внешние влияния на формирование среднеазиатской музыкальной культуры в древности

Одна из ранних находок – фрагмент керамической фляги с изображением музыканта с угловой арфой и слушателя-вельможи из городища Кой-Крылган-кала, расположенного в историко-культурной области Хорезм (IV – III вв. до н.э.). Археологические находки по древнему периоду подтверждают бытование трех основных групп инструментов: струнных, духовых и ударных.

Свой след в развитии отдельных форм музыки и, в особенности, среднеазиатского инструментария оставили переднеазиатские и эллинистические влияния. Завоевание ахеменидским царем Киром Средней Азии (в 539 г. до н.э.) привело к включению данной территории (ее южной части) на целых два столетия в состав Ахеменидской империи. С этого времени, по-видимому, ведут свое происхождение отдельные инструменты военного назначения – большие металлические сигнальные трубы (карнай) и ударные. О применении карнаев в военных целях древними персидскими царями сообщил в своем труде «Большая книга о музыке» Абу Наср Фараби. Из струнных инструментов к переднеазиатским истокам восходит упомянутая угловая арфа, изображенная на артефактах из археологических объектов Средней Азии.

Вместе с походами Александра Македонского (начиная с 330 г. до н.э.) в Среднюю Азию проникают греческие музыкальные инструменты. В среднеазиатском изобразительном материале известны кифара, лира, авлос, многоствольная «флейта Пана», сиринкс, сальпинга и другие греческие инструменты. Значительное «собрание» (более 40) фрагментов греческих флейт (авлос) обнаружено на территории современного Таджикистана при раскопках храма Окса (существовал до III – IV вв. н.э.) на городище Тахти-Сангин. 

Не сохранившись в традиционной музыке узбекского и таджикского народов, греческие инструменты могли быть «ассимилированы» типологически сходными инструментами (например, двойной авлос и кошнай). Взаимодействие эллинской и местной музыкальных культур, еще не выявленное в полной мере, позволяет предположить, что греческая музыка имела распространение, прежде всего, в местах концентрации греческого населения. Находясь в инокультурном окружении, она подвергалась воздействию более сильной местной музыкальной культуры. На почве такого взаимодействия могли возникать новые смешанные формы музыкального искусства.

Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Музыкальное наследие Узбекистана в собраниях Российской Федерации" (VI том) в серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира". 

Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.