Среднеазиатская одежда XIX-XX веков

Среднеазиатская одежда XIX-XX веков

Коллекция одежды и аксессуаров в Музее имени Напрстка содержит прежде всего женские и мужские халаты из традиционных узбекских тканей.

Стоит упомянуть, в частности, датируемый периодом рубежа ХIХ–ХХ вв. самаркандский мунисак (мурсак) из парчи на шелковой абровой подкладке, украшенный вытканной вручную тесьмой.

Обувь в коллекции представлена высокими сапогами этик и мягкими сапогами махси, у которых на задней части пятки сохранился декоративный элемент из сафьяна. Важной частью коллекции одежды является обширная подборка тюбетеек. Именно в этой группе изделий находится первый приобретенный предмет среднеазиатского происхождения – вышитая тюбетейка из Ташкента, которая поступила в Музей еще в 1863 г. Коллекция тюбетеек включает изделия, выполненные в различных локальных стилях с использованием традиционных типов швов, датируемые начиная со второй половины XIX в. до наших дней.

Среднеазиатская одежда соответствовала климатическим условиям и образу жизни местного населения, отражала вкусы жителей отдельных областей. Существовали определенные различия между повседневным, праздничным и траурным костюмами. Но было и немало общих черт, касающихся в первую очередь кроя мужской, женской и детской одежды. Цвет одежды мог свидетельствовать о возрасте и социальном статусе ее обладателя. Молодые девушки и женщины одевались в яркие цвета, пожилые предпочитали более спокойные. Основу одежды мужчин составляли хлопчатобумажная рубаха прямого покроя куйлак, стеганый халат чапан, подпоясываемый платком, и широкие штаны иштон. Костюм дополнял головной убор – дуппи (тюбетейка).

Различные виды чапанов отличались друг от друга прежде всего материалом и  цветом. Их характерной чертой были боковые разрезы, которые изначально служили для удобства при верховой езде. В прошлом чапаны были довольно длинными, имели длинные рукава. К концу ХIХ в. их длина стала сокращаться. В теплые месяцы носили легкие чапаны, в холодные – с ватной простежкой.

Женщины носили длинное платье куйлак и шаровары лозим. Девичьи платья имели горизонтальный вырез, замужние женщины носили платья с вертикальным вырезом. Шаровары шились из двух видов тканей. Для нижней части, которая была видна из-под платья, использовалась дорогая ткань, верхняя часть была сделана из более дешевой и практичной хлопчатобумажной ткани.

Верхней одеждой для женщин,   так же, как и для мужчин, служил халат – мурсак. Этот тип халата отличался особым кроем: присобранными по бокам полочками в области талии, вшитыми клиньями, расширяющими подол, тканой лентой, украшающей подол, полочки, вырез и края рукавов. До конца XIX в. мурсак шили из местных тканей: адрас, бекасаб и шои (шохи).Впоследствии для его производства стали использовать одноцветные ткани фабричной выработки. Локальные различия между халатами мурсак касались в основном длины и ширины рукавов. В Ташкенте мурсак имел более короткие рукава по сравнению с остальными типами халатов, в Самарканде – длинные, на концах суженные рукава, в Бухаре же, наоборот, широкие и короткие, позволяющие видеть вышитые рукава платья. Мурсак составлял главную часть женской верхней одежды, особенно в период 1870–90-х гг., когда в нем стали появляться на свадебных церемониях. Приданое невесты из зажиточной семьи могло содержать от двух до 18 мурсаков, сшитых из дорогих тканей. Халат служил также в качестве подарка невесте от родителей жениха. В 1920-х гг. мурсак встречается на свадебных церемониях очень редко, он был заменен другими видами халатов. Позже он полностью утратил свое первоначальное значение, а его использование сохранилось лишь в похоронных церемониях – им покрывали тела умерших.

Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Собрания Чешской Республики" серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" в серии  ( XVI том).

Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.

Среднеазиатская одежда XIX-XX веков
Среднеазиатская одежда XIX-XX веков
Среднеазиатская одежда XIX-XX веков
Среднеазиатская одежда XIX-XX веков