Городское население сделало это быстрее, в то время как большинство кочевого населения сырдарьинских степей, Тянь-Шаня и Алая было обращено в веру позже, в том числе потому, что кочевники не понимали официального языка ислама.
Массовое обращение кочевников в ислам произошло только в XII в., когда появились проповедники из местной, тюркской среды. Яркой личностью, обратившей в ислам немало кочевников, был живший на Сырдарье первый «тюркский шейх», поэт и богослов Ходжа Ахмад Яссави. Над его могилой в городе Ясы/Туркестане много позднее Амир Темур повелел построить мавзолей, который до сир пор является одним из главных мест паломничества для представителей всего тюркского мира.
В связи с принятием ислама изменились и привычные культурные связи. Началось сближение с другими культурами мусульманского мира, чему способствовал тот факт, что к концу XI в. тюркский язык был переведен на арабскую графику.
При Караханидах творили многие выдающиеся исламские ученые и богословы. В городе Барсхане, на оз. Иссык-Куль, родился выдающийся тюркский языковед Махмуд ал-Кашгари, произведение которого «Диван лугат ат-тюрк» является энциклопедией тюркских языков XI в., которая дошла до наших дней. В связи с требованиями новой религии особое внимание уделяется возведению в городах мечетей и бань. В домах рядовых граждан появляются комнаты для омовений – тагоратхона.
Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Собрание Государственного Эрмитажа: искусство Мавераннахра XIII-XV вв." серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира"( XV том).
Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.
Кем был Ходжа Ахмед Яссави?
Переломным событием в культуре караханидского времени следует считать принятие ислама.