Это популярный сюжет в иллюстративном цикле поэмы, повествующей об Искандаре, который в восточной традиции истории греческого полководца Александра Великого считался не только удачливым воином, справедливым царем, но и философом. В данной миниатюре Искандар приглашает на собеседование о тайнах сотворения мира известных мудрецов: Аристотеля, Валиса (Фалес Милетский), Сократа, Булинаса (Аполоний Тианский), Фурфуриуса (Порфирий Тирский), Хермиса (Гермес Тримегист) и Платона.
Сцена решена, как всегда у Бехзада, в жанровом плане. Беседа происходит в обстановке царского двора, перед чудесно декорированным дворцовым зданием, где на убранной перед ним коврами площадке, огороженной с одной стороны стеной, а с другой – излюбленной мастером легкой оградой с раскрытой в цветущий сад калиткой, сидят участники встречи. Седобородые старцы расположились по сторонам царя. Вместе с фигурами за ограждением – прислонившихся к стене странствующих дервишей, пастуха, торговца с красным халатом в руках, двух просителей, – царь и мудрецы образуют круг, в центре которого находится сосуд с закрытой крышкой, символически обозначающий философское содержание беседы.
Фигура Искандара в зеленом халате, смиренно скрестившего опущенные рукава, и черты его лица выделяется среди присутствующих – он сидит на курпаче и опирается на подушку, подчеркивая этим его царственное величие и право присутствовать среди выдающихся ученых как автора инициативы встречи.
Данная иллюстрация принадлежит Камал ад-дину Бехзаду, великому миниатюристу Востока, и пейзажный жанр занимает особое место в его творчестве. В настоящее время иллюстрация хранится в Британской библиотеке.
Особо стоит отметить пейзаж в творчестве Бехзада. Как и суфийские поэты-пантеисты, в пейзаже от ищет аналогии в материальной природе, которые служат ему средствами, образами-понятиями для передачи мысли о единстве человека и природы. Золотой холм на синем фоне неба, нежно окрашенные пики громоздящихся скал, их причудливый рисунок – в каждом случае он создает тот пейзаж, который созвучен психологическому настрою изображенного события, состоянию души героя и стилю иллюстрируемого поэтического произведения, создавая при общем плоскостном решении миниатюры ощущение иллюзии огромного пространства с помощью колорита и умелой расстановки фигур. В его произведениях пейзаж – часть бесконечного и прекрасного макромира, созданного Богом («Лайли и Маджнун в пустыне» (А.Х.Дехлеви. 1490 гг. РНБ, Дорн 394), «Искандер навещает отшельника в горах» (Низами.«Хамса». Британский музей)).
Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Наследие Камал ад-дина Бехзада в собраниях мира" серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" (L том).
Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.
Великий Искандер из Греции и Аристотель, Сократ, Платон: какова связь между ними?
Обратите внимание на данную иллюстрацию к последней поэме «Хамсы» Низами «Искандер-наме», к ее второй части «Икбал-наме».