Так когда же народные мастера освоили эту технологию?
По сведениям с XII в. в архитектурный декор постепенно вводятся изразцы с бирюзовой поливой. Ранние образцы резной поливной терракоты можно видеть на портале старейшей бухарской мечети Магоки-Аттари.
В XII веке декоративные композиции стали широко использоваться в производстве керамики. В восточных районах Мавераннахра широко использовались сосуды, покрытые темно-синей глазурью. В городах и даже деревнях гончарное дело стало самым распространенным видом ремесла.
В древние времена в Самарканде, Бухаре, Ташкенте были целые кварталы гончаров, выделывавших глазурованную посуду. В ее декоре можно выделить еще как согдийское наследие (чаще это изображения птиц в круге перлов), так и новые, исламские, приемы оформления, наиболее ярко проявившиеся в керамике еще саманидского времени.
Эпиграфический декор на керамике также является традицией саманидов. Например, среди них есть благопожелания, написанные стройным «керамическим» почерком куфи. Позже стало использоваться подглазурная роспись, подражающая арабскому письму, – так называемый псевдоэпиграфический орнамент.
Собственно к караханидскому стилю можно отнести прорастающие из центра
чаш и блюд бутоны, вихревые розетки, разного рода плетенки и вариации различных пальметт.
Глазурованная керамика была достаточно дорогой и очень ценилась. Если блюдо трескалось или разбивалось на крупные куски, его ремонтировали, проделывая отверстия у краев сколов или трещин и стягивая их с помощью медной проволоки. Глазурованная керамика была показателем статуса владельцев дома, визитной карточкой их состоятельности.
Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Собрание Государственного Эрмитажа искусство Мавераннахра XIII-XV вв." серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" (XV том).
Основным спонсором проекта является нефтесервисная компания Eriell-Group.
_2_1.webp)
