Данный способ заключался в резервации отдельных участков нитей основы путем их перевязки с их последующим поэтапным окрашиванием согласно узору и расцветке. В итоге получались ткани с красочными узорами, имевшими расплывчатые контуры. На Западе ткани, созданные с использованием аналогичного метода окрашивания нитей, известны как икат.
По составу материала абровые ткани делятся на две группы – шелковые, в которых и для основы, и для утка используются шелковые нити, и ткани типа адрас, в которых основа была из шелка, а уток – из хлопка. Толщина хлопковой уточной нити в несколько раз толще шелковой нити основы, благодаря чему поверхность адрасов приобретала характерный рубчатый эффект.
Орнамент абровых тканей разнообразен: изображения предметов быта, растительные, зооморфные, геометрические мотивы. Многоцветные узоры, включающие все цвета солнечного спектра, носили название тирикамон – радуга, бахор – весна, чаман – цветущий. Из абровых адрасов до начала ХХ в. в центральных районах современного Узбекистана шились мужские халаты, имеющие строгий покрой, женские халаты мурсак, детская одежда и платья. Адрасы шли на изготовление подушек, нарядных курпачей, стеганых одеял и других предметов быта.
Абровые ткани занимают особое место в коллекции Государственного музея искусств Узбекистана.
Подробнее об этом можно узнать в книге-альбоме «Собрание Государственного музея искусств Узбекистана» (том XIII) из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира».
Генеральный спонсор проекта нефтесервисная компания Eriell-Group.
