Здесь они изучали дворец кушанских правителей. Приемный зал и айван дворца были украшены скульптурным декором, призванным прославить военные подвиги и величавую стать молодой династии, показать ее представителей и в жестоких боях за землю Бактрии, и на праздничных приемах в честь великих побед. Заслуга открытия, изучения историко-культурной интерпретации и публикации материалов о скульптурах Халчаяна принадлежит Г.А. Пугаченковой, а также коллективу археологов и реставраторов, чью тяжелейшую работу по извлечению из земли и закреплению сотен хрупких фрагментов из глины смело можно назвать научным подвигом. Благодаря им мир увидел первые образцы искусства Кушан, воплощенные в глине и не ограниченные строгими рамками буддийского канона. Именно эта особенность халчаянских находок вызвала неподдельный интерес специалистов во всем мире.
Сегодня глиняные скульптуры из городища Халчаян являются наиболее ранними образцами древнего искусства, представленными в экспозиции Государственного музея искусств Узбекистана. В музее выставлены 32 скульптурных произведения, украшавших некогда зал и айван дворца кушанских правителей. В них отражено всё разнообразие персонажей скульптурной композиции дворца: правитель с супругой, победоносный принц с военным трофеем, отнятым у врага, статуи божеств – покровителей династии, пленные воины, а также участники праздничного пира: парфянский принц, придворные дамы, музыканты и гирляндоносцы.
Подробнее об этом можно узнать в книге-альбоме «Собрание Государственного музея искусств Узбекистана» из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» (том XIII).
Генеральный спонсор проекта нефтесервисная компания Eriell-Group.



