Одним из самых ценных и уникальных источников информации о географии, геологии, этнографии и антропологии Бухарского эмирата в XIX веке являются фотографии и другие документальные материалы, оставленные Леоном Барщевским.
Барщевский польского происхождения родился в 1849 году в Варшаве, которая в то время была частью Российской империи. После безвременной смерти родителей его усыновила семья на Украине, а позже отправила учиться во Владимирское военное училище в Киеве. Окончив военные училища, на протяжении всей своей карьеры служил в армии царской империи и дослужился до звания полковника. В 1876 году по собственному желанию он был переведён в топографический батальон в Самарканде, где оставался до 1897 года.

Из Самарканда Барщевский провел более двадцати экспедиций по территориям бывшего Бухарского эмирата, Туркестанского и Бадахшанского ханств, Дарваза. Он добрался до подножия Памирских гор и города Мазари-Шариф в Афганистане. Барщевский в полевых условиях изучил транспортные маршруты в Китае и Афганистане и составил подробную карту территории.
В своих исследованиях Барщевский сосредоточил все свое внимание на изучении местного населения: его верований, обычаев и образа жизни. Своей вежливостью и добротой он завоевал уважение и доверие местных сообществ. Он записывал информацию о мифах и вымыслах, верованиях и суевериях. Он часто оказывался первым европейцем, достигшим отдаленных горных районов.
Фотографировал местных чиновников
Во время своих экспедиций Барщевский никогда не отрывался от своей камеры и часто наводил её на лица людей и их яркую одежду. Таким образом, он запечатлел на фотографиях правителей и местных чиновников, одетых в дорогие одежды, подчеркивающие их социальное положение.
Эти фотографии демонстрируют полный социальный охват многонациональных общин, с которыми он столкнулся. Картины рассказывают об одежде, которую носили различные социальные группы того времени, от очень простой одежды до роскошных халатов, сшитых из дорогих лоскутных тканей и шелкового бархата, украшенных вышивкой, золотой нитью или цветной бухарской вышивкой. Барщевский сфотографировал высокопоставленных чиновников в национальных головных уборах - многослойных тюрбанах из различных тканей. На его фотографиях встречаются довольно популярные полосатые ткани - бекасам, а также мужская одежда из шелка и хлопка, основанная на таких растениях, как овечий рог, круглый цветок, миндаль, гранат, и зооморфных мотивах.
Леон Барщевский запечатлел на фотографиях повседневную жизнь и архитектуру, пейзажи посещённых им территорий, а также уникальные изображения многих личностей, в том числе женщин.

От фотографии до ледников, этнографии и археологии
Недаром Барщевского называют первооткрывателем польской репортажной фотографии. На его картинах такие города, как Самарканд и Яккабаг, изображены вместе с архитектурными образцами, такими как медресе, мечети и рынки. Он навечно запечатлел живописные горные деревни с их домами на склонах холмов, а также Гиссарскую крепость.
В ходе своих экспедиций Барщевский открыл многочисленные месторождения металлических руд и драгоценных камней (включая золото, алмазы, нефрит и лазурит), а также провел новаторские исследования ледников Зеравшанского и Гиссарского хребтов. Это привело его к признанию выдающимся ледниковедом и первым польским исследователем азиатских ледников.
Барщевский также проводил этнографические и археологические исследования, собирая образцы растений и животных, насекомых и минералов. Он был одним из первых исследователей, проводивших археологические исследования в Афрасиабе - сердце древнего Самарканда.

Леон Барщевский прожил в Самарканде 20 лет. Здесь он женился на Ирене Неджвеской и вместе с женой воспитал пятерых детей.

В 1995 году в Музее Азии и Тихого океана в Варшаве была организована выставка "Леон Барщевский - забытый исследователь Центральной Азии".
Его записи о людях, флоре и фауне страны, которая ранее называлась Бухарским эмиратом и Туркестаном, сегодня являются отличным источником для специалистов, изучающих историю Центральной Азии.