Панджикент, древний город на территории современного Таджикистана, был одним из крупнейших культурных центров Согдианы в VI–VIII веках. Археологические раскопки, начатые в 1946 году, раскрыли перед исследователями уникальное явление — панджикентские настенные росписи, признанные одним из шедевров искусства раннесредневековой Центральной Азии.

Сцены на стенах дворцов, домов знати и храмов Панджикента изображают богатую и разнообразную жизнь согдийцев. Здесь представлены эпизоды из народных эпосов, сцены охоты, торжества, обряды поклонения и бытовые зарисовки. Росписи отличаются яркой цветовой гаммой, динамичной композицией и высокой художественной выразительностью.
Научные исследования показывают, что тематика панджикентских росписей во многом отражала синкретизм религиозных верований согдийцев, в которых переплетались зороастрийские, буддийские и местные культовые элементы. Например, на одной из фресок изображены сцены, трактуемые как эпизоды из согдийского варианта "Шахнаме" — героического эпоса о борьбе добра и зла.
Особое внимание привлекают изображения женских фигур: дамы с изысканными причёсками и в роскошных нарядах свидетельствуют о высоком положении женщины в согдийском обществе. Мастера умело передавали тончайшие детали костюма, украшений и бытовых предметов, что позволяет сегодня реконструировать многие аспекты повседневной жизни Согдианы.
Росписи Панджикента стали важнейшим источником для изучения истории, религии, искусства и социальной структуры Согдианы. Их художественная сила и культурное значение делают их настоящим сокровищем всемирного наследия.
Пресс-служба WOSCU