Ювелиры (заргары) изготавливали женские и мужские украшения, декорировали оружие, посуду, мелкие бытовые изделия из драгоценных металлов. Крупнейшими центрами ювелирного искусства являлись Бухара, Самарканд, Хива, Ташкент, Коканд. Самобытная школа этого вида ремесла сложилась также в Каракалпакии. Наиболее полно в ГМИ Узбекистана представлены ювелирные изделия конца XIX – середины XX вв. Хивы, Бухары, Самарканда и Ташкента.
В XIX в. украшения сохраняли как эстетическую, так и социальную функции. Золотые изделия с самоцветами и жемчугом предназначались для знати. Средние слои населения пользовались серебряными и позолоченными украшениями с цветными камнями, кораллами и стеклом. Наконец, малоимущие могли позволить себе изделия из меди, бронзы и стекла.
По способу ношения украшения условно делятся на несколько групп: головные (зульфитилло), налобные (тиллякош, баргак), накосные (чочпопук), ушные (зирак, балдок), шейные (хафабанд), нагрудные (зебигардон, мургак), подмышечные (култиктумор, бозбанд), поясные (пешхалта), наручные (билагузук). В формах и декоре ювелирных украшений преобладал стилизованный растительный орнамент, который сочетался с геометрическими, астральными, зооморфными мотивами. Ювелиры владели разнообразными техническими приемами: литье, ковка, чеканка, тиснение, чернь, ажурная и накладная филигрань, эмаль, зернь, просечная резьба, гравировка, перегородчатая инкрустация, позолота. Для каждого ювелирного центра были характерны особые формы изделий, декор, техника исполнения.
Подробнее об этом можно узнать в книге-альбоме «Собрание Государственного музея искусств Узбекистана» из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» (том XIII).
Генеральный спонсор проекта нефтесервисная компания Eriell-Group.
_2_1.webp)
