
В период узбекских ханств существовали три школы этого вида ремесла: северо-восточная (ферганская), бухаро-самаркандская и северо-западная (хорезмская). При известной общности, каждая из них отличалась некоторыми локальными особенностями. Так, в керамике Ферганской долины и Хорезма доминировал сине-голубой цвет, использовалась щелочная (ишкоровая) полива. Бухаро-самаркандские центры известны, в свою очередь, керамикой в желто-коричневой гамме, покрытой премущественно свинцовой глазурью.
В конце ХIХ – середине ХХ вв. в селениях Уба близ Бухары и Касби (Кашкадарья) была развита традиция изготовления глиняных игрушек-свистулек. Ведущее место занимал риштанский центр гончарства. В экспозиции Музея есть несколько риштанских изделий конца XIX в. с изящной кистевой росписью. Самыми распространенными мотивами в керамике Риштана являются чорбарг (четырехлистник), аноргул (цветок граната и плоды граната), бодомгул (стилизованный цветок миндаля), барг (лист), ислими (спиралевидные растительные побеги). В орнаментику часто вводятся предметные изображения – от чойидишей, кувшинов, музыкальных инструментов до ружей и ножей. Так, типичным примером такого типа изделий являются несколько риштанских ляганов из собрания Музея, где в центре дано изображение чойидиша в окружении гибких ветвей.

Другим признанным центром ферганской школы керамики является Гурумсарай, где работали известные мастера Т. Шерматов, Х. Сатимов, М. Рахимов, М. Турапов и др. Гурумсарайскую керамику отличает более архаичный характер росписи. Основные мотивы – кувшин, четырехлистник, крупный крестообразный узор, звездчатые фигуры. В экспозиции Музея представлены также образцы керамики Ура-Тюбе и Коканда. В декоре гиждуванской керамики преобладали стилизованные растительные мотивы. Изделия мастеров Шахрисабза отличались абстрактным рисунком и насыщенной теплой палитрой. Керамика Хорезма известна узорами, заимствованными из архитектурных облицовок. Только в этом центре производили бадия – блюда с вертикально приподнятыми бортами.
В Ташкенте производство керамики было сконцентрировано в районе Кукча, где располагалась махалля (квартал) керамистов Кулолгарон. Местные мастера создавали глазурованные изделия под влиянием гончаровых традиций как ферганской, так и бухаро-самаркандской школ. В середине ХХ в. прославленный ташкентский мастер М. Рахимов, прекрасно знавший старинные технологии и приемы росписи, начинает своеобразный творческий эксперимент, обращаясь к гончарным традициям различных эпох и школ.
Подробнее об этом можно узнать в книге-альбоме «Собрание Государственного музея искусств Узбекистана» из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» (том XIII).
Генеральный спонсор проекта нефтесервисная компания Eriell-Group.