Чем отличались керамические изделия разных школ Узбекистана?

Чем отличались керамические изделия разных школ Узбекистана?

Одним из наиболее древних видов прикладного искусства является художественная керамика.

Чем отличались керамические изделия разных школ Узбекистана?

В период узбекских ханств существовали три школы этого вида ремесла: северо-восточная (ферганская), бухаро-самаркандская и северо-западная (хорезмская). При известной общности, каждая из них отличалась некоторыми локальными особенностями. Так, в керамике Ферганской долины и Хорезма доминировал сине-голубой цвет, использовалась щелочная (ишкоровая) полива. Бухаро-самаркандские центры известны, в свою очередь, керамикой в желто-коричневой гамме, покрытой премущественно свинцовой глазурью. 

В конце ХIХ – середине ХХ вв. в селениях Уба близ Бухары и Касби (Кашкадарья) была развита традиция изготовления глиняных игрушек-свистулек. Ведущее место занимал риштанский центр гончарства. В экспозиции Музея есть несколько риштанских изделий конца XIX в. с изящной кистевой росписью. Самыми распространенными мотивами в керамике Риштана являются чорбарг (четырехлистник), аноргул (цветок граната и плоды граната), бодомгул (стилизованный цветок миндаля), барг (лист), ислими (спиралевидные растительные побеги). В орнаментику часто вводятся предметные изображения – от чойидишей, кувшинов, музыкальных инструментов до ружей и ножей. Так, типичным примером такого типа изделий являются несколько риштанских ляганов из собрания Музея, где в центре дано изображение чойидиша в окружении гибких ветвей. 

Чем отличались керамические изделия разных школ Узбекистана?

Другим признанным центром ферганской школы керамики является Гурумсарай, где работали известные мастера Т. Шерматов, Х. Сатимов, М. Рахимов, М. Турапов и др. Гурумсарайскую керамику отличает более архаичный характер росписи. Основные мотивы – кувшин, четырехлистник, крупный крестообразный узор, звездчатые фигуры. В экспозиции Музея представлены также образцы керамики Ура-Тюбе и Коканда. В декоре гиждуванской керамики преобладали стилизованные растительные мотивы. Изделия мастеров Шахрисабза отличались абстрактным рисунком и насыщенной теплой палитрой. Керамика Хорезма известна узорами, заимствованными из архитектурных облицовок. Только в этом центре производили бадия – блюда с вертикально приподнятыми бортами. 

В Ташкенте производство керамики было сконцентрировано в районе Кукча, где располагалась махалля (квартал) керамистов Кулолгарон. Местные мастера создавали глазурованные изделия под влиянием гончаровых традиций как ферганской, так и бухаро-самаркандской школ. В середине ХХ в. прославленный ташкентский мастер М. Рахимов, прекрасно знавший старинные технологии и приемы росписи, начинает своеобразный творческий эксперимент, обращаясь к гончарным традициям различных эпох и школ.

Подробнее об этом можно узнать в книге-альбоме «Собрание Государственного музея искусств Узбекистана» из серии «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» (том XIII). 

Генеральный спонсор проекта нефтесервисная компания Eriell-Group.