Изразцы мавзолея Буйан-Кули-хана

КАК СТАТЬ ДРУГОМ ВСЕМИРНОГО ОБЩЕСТВА?

Изразцы мавзолея Буйан-Кули-хана

Музей искусств и ремесел в Гамбурге располагает 71 фрагментом резной поливной терракоты, некогда украшавшей мавзолей Буйан-Кули-хана в Бухаре.

Изразцы мавзолея Буйан-Кули-хана

Основатель и первый директор Гамбургского музея Юстус Бринкманн приобрел эти изразцы в 1895 г. в Париже благодаря арт-дилеру Зигфриду Бингу. Сами изразцы попадают на международный рынок после землетрясения 1894 г., приведшего к сильному повреждению мавзолея. Торговец М. Яхтаджян из Батума предложил их Музею Виктории и Альберта (Лондон), который приобрел часть из них. В свою очередь, Гамбургский музей выкупил более полную коллекцию изразцов. Оставшиеся же фрагменты были разбросаны по собраниям различных музеев.

Внешняя форма здания являет собой прямоугольник (11,20×9,90 м). Внутренняя планировка включает в себя два помещения: квадратную поминальную комнату (зиаратхона), над которой воздвигнут купол, и прямоугольную усыпальницу (гурхона), в которой находится могила хана с установленным над ней надгробием. Фасад, зрительно разделяющийся на три части с доминирующим порталом, соотносится с внутренней структурой здания.

Выступающий поясок из бело-бирюзовых кирпичиков обрамляет на фасаде выполненные в рельефной технике орнаментальные изразцовые поля и полосы с надписями. Надписи на портале цитируют суры Корана, а также называют имя усопшего. Монголы, изначально буддисты, обратились в ислам приблизительно в  1300  г. В то время, как персидский язык использовался в Бухаре в качестве официального и литературного языка, цитаты из Корана и историческая надпись выполнены на арабском языке.

В оформлении фасада доминируют растительные мотивы, но в интерьере они уступают место геометрическим. Особенно впечатляющей является филигранная проработка спиральных лоз и переплетенных, подобно паутине, орнаментов, напоминающих резной ганч.

Следует отметить, что собрание изразцов мавзолея Буйан-Кули-хана, представленное с 2015 г. в постоянной экспозиции Музея искусств и ремесел в Гамбурге, все же не полностью отражает великолепие оригинальной конструкции.

Подробнее ознакомиться с темой можно в книге-альбоме "Собрания Федеративной Республики Германия" серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" (XI том).

Генеральный спонсор проекта нефтесервисная компания Eriell-Group.