КЕРАМИКА
Описание
Керамика
Керамика – особенный язык, на котором с нами говорит само Время. За века и тысячелетия рассыпаются в прах и дерево, и металл. И лишь несокрушимая глина, прошедшая огненные горнила, доходит до потомков через сотни канувших в лету поколений.
Керамика Узбекистана – особенная. Она способна «рассказать» историю всего центральноазианского региона. В ней находит отражение летопись развития торговых отношений и эхо военных походов, расцвет и закат правящих династий, миграции и смешения культур. Нужно лишь уметь увидеть и услышать.
Наиболее зрелищна поливная керамика, появившаяся с IX века. Самыми яркими стали несколько школ – Афрасиабская (IX–XII века), Темуридская (XV век) и три школы позднесредневековых государств – Хивинского и Кокандского ханств, Бухарского эмирата. Они очень разные – по декору и колориту, и вместе с тем, в чем-то едины.
Сердце ценителя лаконичных форм и образов не могут не тронуть совершенные в своей гармонии блюда Афрасиаба, выполненные в двух-трех цветах, когда на красно-коричневом, белом или черном поле мастер наносит изысканную вязь текста контрастного тона, буквально несколькими движениями кисти превращая блюдо в абсолютный шедевр дизайнерского искусства. Темуридская керамика демонстрирует страсть к одной избранной гамме – бело-синей. Керамика периода ханств – феерия узоров и стилей. Со всеми можно познакомиться благодаря данному альбому.
Автор серии «Шедевры искусства Узбекистана», автор вступительного слова: Фирдавс Абдухаликов, председатель Правления Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана, автор и руководитель проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира».
Научный редактор: Эльмира Гюль (научный координатор проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», Институт искусствознания АН РУз, Узбекистан).
Автор текста: Лилия Николенко (журналист, блоггер).
Дизайн: Лола Раджабова (дизайнер проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», Узбекистан).